Княжна Элиза (duchesselisa) wrote in ru_oldrussia,
Княжна Элиза
duchesselisa
ru_oldrussia

Categories:

Ах, эти пажи!




Елизавета Петровна взошла на престол в результате переворота в ноябре 1741 г. Немецкая партия у российского престола пала и на политическую арену вышел целый ряд русских государственных деятелей. Царица управляла государственными делами через доверенных лиц: А.Г. Разумовского, П.И. Шувалова, А.П. Бестужева-Рюмина, М.И. Воронцова. Приход к власти Елизаветы Петровны ознаменовал возрождение и продолжение дела Петра I. Правительству удалось проводить более последовательный курс внешней политики, в системе управления Сенату была возвращена и даже усилена его былая роль, в экономической жизни страны наблюдался подъем промышленности и торговли. Особенно значительны были успехи в области национальной культуры: открытие Московского университета и первого Русского театра, создание шедевров архитектуры и живописи. Университет был учрежден Высочайшим указом 12 января 1755 г. При нем были две гимназии: одна для дворян, а другая — для разночинцев. Студенты-разночинцы получали автоматически дворянство, а по окончании университета — первый офицерский чин.
В начале царствования Елизаветы при дворе было 8 камер-пажей (личных пажей царствующих особ) и 24 пажа. Содержание этого штата было установлено указом 5 октября 1742 г. Их форменное обмундирование состояло из желтого кафтана с черными обшлагами и штанами того же цвета (цвета императорской фамилии), черного камзола с серебряными пуговицами и позументами, белых чулок с башмаками, пуховой шляпы с плюмажем и красной епанчи (плаща). Указом за пажами был закреплен определенный перечень постоянных придворных обязанностей. Подражание западным образцам в высшем обществе считалось хорошим тоном. Пажей учили иностранным языкам, фортификации и математике, верховой езде, танцам. Историк И.Е. Забелин (1820-1908) отмечал, что главным наставником России в науках был балетмейстер Ланде. Маленьких пажей отдавали для обучения в дома близких ко двору за определенную помесячную плату. Те, кто постарше — обучались при дворе. Правил и сроков обучения при этом не существовало. Ежегодно часть обучаемых «просилась в отпуск». Составляли список и представляли императрице, которая его просматривала, по собственному мнению определяла достойных, после чего подписывала.


В 1759г. из Франции был выписан в Россию барон Шуди, который Высочайшим указом был пожалован в гофмейстеры после ухода в отставку Дефолини. Ознакомившись с постановкой воспитания и образования при дворе пажей, Шуди подготовил докладную записку (мемориал), в которой выступил против насильственных наказаний. Во Франции только в 1762 г. Жан Жак Руссо обратился к этой теме и написал роман-трактат «Эмиль» о реформе воспитания. Идеи Амоса Коменского и Локка также были известны в Петербурге.
Бароном была разработана довольно стройная система воспитания пажей, в основе которой лежал принцип приобретения воспитателем доверия воспитанников. Важнейшие положения его воспитательной системы состояли в следующем:
— наставления воспитанники будут принимать добровольно, так как воспитатель будет стараться быть приятным для воспитанников и стараться завоевать доверие молодых людей;
— все воспитанники должны быть равны между собой для того, чтобы общее жительство всех господ пажей соединить могло;
— попечение о дарах духа — умственное образование по развитию разума и памяти через изучение воспитанниками наук, необходимых и военной и гражданской службе;
— учителя должны быть и воспитателями, поступать с пажами тихо, честно;
— наказания и грубости непристойны для дворян.





При Александре I: Обучение состояло из четырех ступеней — классов. В первом классе военные предметы не преподавались; во втором классе изучали полевую фортификацию и геометрию; в третьем — долговременную фортификацию и артиллерию плюс физику, алгебру, тригонометрию и коническое сечение. И, наконец, в четвертом классе — долговременную фортификацию, высшую геометрию, статику и механику. Во всех четырех классах велись общеобразовательные предметы. Везде французский и немецкий языки, а также русский, география, история, Закон Божий и т. д. Государство нуждалось в образованных людях вообще, а не просто в специалистах. Воспитанник, закончивший курс, мог быть офицером любого рода сухопутных войск, а также дипломатом или чиновником для самых различных учреждений.

Офицеры, заведовавшие отделениями, жили в квартирах, расположенных рядом со спальными отделениями пажей. Они несли двоякие обязанности: как наставников и воспитателей пажей, так и чиновников, подготавливающих пажей к будущей службе. Офицеры отвечали за поведение пажей, их успеваемость на занятиях, следили за опрятностью, чистотой жилья, одежды, белья и обуви своих подопечных, а также следили за увольнением пажей в воскресенье к родственникам, если они у тех в городе были. Таким образом, офицер отделения осуществлял повседневный контроль над пажами отделения как начальник и одновременно гувернер-учитель, проводивший с ними рядом большую часть времени. Гофмейстер уже выполнял другие функции: во-первых, он был воспитателем; во-вторых, строевым начальником (ротным командиром); в-третьих, он руководил придворной службой пажей. Гофмейстер надзирал преимущественно за камер-пажами и являлся помощником директора корпуса.

Директор корпуса подчинялся главноуправляющему корпусом, а тот, в свою очередь шефу корпуса, который имел право личного доклада императору. Вся эта иерархическая система обеспечивала своего рода интригу педагогических воззрений Ж. Руссо и энциклопедистов с аракчеевской системой вахтпарадов и строевой службы.
На пять пажей полагался один служитель для их обслуживания, а для камер-пажей — один служитель на четыре камер-пажа. Внутренние полицейские обязанности исполняли два унтер-офицера. Пажи не имели дисциплинарных прав по отношению к своим служителям, но могли обращаться с жалобами на них к начальству.
Специальный комитет, состоявший из директора корпуса, штаб- и обер-офицеров, следил за экономической деятельностью казначея и бухгалтера корпуса, закупавших у поставщиков необходимое продовольствие и предметы вещевого довольствия пажей. Комитет рассматривал и утверждал расходование деежных сумм содержания Пажеского корпуса, поступавших из государственного казначейства.
Распорядок дня в корпусе был по-армейски достаточно строгим и напряженным:
Утренняя заря — 6 часов утра.
Утренний осмотр и завтрак.
Занятия до 11 утра с 10-минутными перерывами через каждый час.
Обед — 12 часов (офицеры обедают вместе с пажами).
Занятия с 14 до 16 часов в классах.
Самостоятельные занятия с 16 до 20 часов.
Ужин.
Вечерняя заря — 21 час.
Отбой — 22 часа.


В царствование Николая I была создана единая система военного образования, и в ней — Пажеский корпус, который начал занимать особое, первенствующее положение по качеству и глубине образования.
О том высоком статусе, который имели бывшие воспитанники Пажеского корпуса, говорил в речи на одном из выпусков директор — генерал-майор Павел Николаевич Игнатьев:
«Не забывайте, что имя ваше принадлежит Пажескому корпусу, и что каждый из остающихся здесь пажей будет и краснеть за вас и гордиться вами. Пусть воспитанники сего заведения, коему вы обязаны образованием вашим, по прошествии десятков лет, с чувством благородной гордости, глядя на вас, повторяют — и он был пажом. Воспитатели и наставники да указывают смело на неукоризненное полезное поприще ваше, как на пример подражания достойный».

20 марта 1830 г. в должность директора Пажеского корпуса вступил генерал-майор Кавелин (паж выпуска 1810 г.). 23 мая 1834 г. его сменил флигель-адъютант полковник Игнатьев. При вступлении в должность П.Н. Игнатьева напутствовал Николай I:
«Вот тебе Пажеский корпус, ты знаешь, что там воспитываются дети старейших и лучших моих служивых. Поставь их на ноги так, чтобы они служили как и их отцы». Затем директорами Пажеского корпуса были: генерал-майор Николай Васильевич Зиновьев, генерал-майор Николай Иванович Философов, генерал Желтухин.

В должность гофмейстера (и одновременно ротного командира) вступил К.К. Жирардот, который за 30-летнюю службу в корпусе (1831-1859) оставил заметный след в его истории. Именно гофмейстер обязан был все свои усилия направлять на воспитание пажей, как будущих офицеров, организовывать их повседневный быт и придворную службу. Свое отношение к обучению пажей К.К. Жирардот выразил следующим образом: «Паж должен быть воспитан, вежлив, хорошо говорить по-французски, быть проникнутым чувством долга, любить царя, отечество, службу и никогда не лгать».





Особое внимание Жирардот уделял маленьким пажам, стараясь оградить их от «тлетворного влияния» старших. Появлялся он в помещениях пажей в 6 часов утра. Следил за выполнением утренней части распорядка, т. е. до начала утренних классов, которые заканчивались в 11 утра. Практически, он весь день был в корпусе, который покидал только в дневное классное время с 3 до 6 часов. Каждое утро он шел на кухню в сопровождении дежурного камер-пажа и одного из пажей-ефрейторов. На кухне он самым тщательным образом осматривал провизию, предназначавшуюся на день, достаточно ли она свежа и хороша. В то время питание солдат в армии организовывали командиры рот и им равные по должности. Поэтому процедура осмотра провизии была очень полезна для принимавших в ней участие пажей в их будущей службе.
После утренних классов проходило фрунтовое учение под руководством К. Жирардота. А затем в сопровождении каптенармуса и закройщика он осматривал состояние и подгонку обмундирования на пажах и давал замечания по устранению недочетов. В 2 часа — обед. Обер-офицеры, командиры отделений роты обедали вместе с пажами, а К. Жирардот прохаживался между столами, присаживаясь иногда то к одному, то к другому, следил за качеством подаваемых блюд. А кормили пажей под его надзором отменно. Ежедневно к супу подавали слоеные пирожки, на второе были блюда из говядины или котлеты, на десерт — пирожное. Жирардот очень любил, когда пажи хвалили приготовленную еду, которая была намного лучше, чем в кадетских корпусах. После дневных классов в 6 часов был вечерний чай, а затем — занятия в гимнастическом зале и танцкласс, где Жирардот обязательно присутствовал, следя за выправкой и осанкой пажей. Назначал для сутулых специальные упражнения. В половине десятого пажи ложились в постели. К. Жирардот проходил по спальным помещениям до того времени, когда все затихало. Но около 12 ночи он появлялся снова, проверял ночную службу с тем, чтобы уже утром в 6 часов присутствовать при подъеме пажей. К. Жирардот ввел у пажей ночные рубашки, на что великий князь Михаил Павлович говорил: «Я знаю только три бесполезных учреждения в военном ведомстве. Это тамбур-мажор, конно-пионеры и ночные рубашки у пажей».




Особым объектом внимания у К. Жирардота была организация придворной службы пажей. Во дворец вместе с пажами, предназначенными в этот день к службе, он приезжал задолго до ее начала. Проходил в окружении стайки воспитанников все те залы, где они должны были вечером находиться, инструктировал их, особое внимание уделял при этом правильности представлений и поклонов старшим и уезжал вместе с пажами из дворца в корпус по окончании службы пажей. Все это время он разговаривал с пажами по-французски.

Князь Имеретинский далее вспоминал:
«В школе нравственной он тоже был главным фактором. Влияние Жирардота в этом смысле было постоянное и действительное. Он влиял на нас собственным примером, являя изумительный образец сдержанности, порядочности, аккуратности, повиновения властям и заботливости о подчиненных. С другой стороны, он успешно действовал неослабностью надзора и неуклонным настойчивым терпением, с которым проводил свою воспитательную систему. Жирардот платил дань своему времени и главным правилом считал навык к строгой подчиненности и повиновению».

Такое воспитание пажей заметно отличало их от других кадетов.
К.П. Энгельгард также тепло вспоминал о нем:
«Жирардот в соответствии с требованиями своего времени много внимания уделял знанию французского языка и внешнему виду своих питомцев, но еще в большей степени он воспитывал в пажах чувство долга, точность и добросовестность в службе, а помимо того и общественный такт, который так важен в любом культурном и благотворительном обществе».

Камер-пажей в корпусе (1 класс) было 16, пажей (2 класс) — 35. Для выпуска из 1-го класса в офицеры полков лейб-гвардии на экзаменах было необходимо получить: по Закону Божию — 10 баллов, по поведению — 10 баллов, по русскому языку — 9 баллов, по одному из иностранных языков — 9 баллов, по всем остальным предметам средний балл — 8 (но ни одного не менее — шести баллов), фронт (строевая подготовка) — не менее 9 баллов. В артиллерию, саперы и конно-пионеры — Закон Божий — 9 баллов, ни в одном предмете не менее 6 баллов, фронт — 8 баллов. В армию — Закон Божий — не менее 8 баллов также и русский язык, средний балл по всем остальным предметам должен быть не менее семи, но ни в одном не ниже 6 баллов, фронт — 8 баллов.
В строевом отношении Пажеский корпус продолжал числиться ротой. В военно-учебных заведениях того времени постоянных учителей почти не было. Их набирали из кантонистов и корпусных офицеров. В царствование Николая I было открыто 12 кадетских корпусов. Полный курс кадетских училищ составлял 8 лет (два подготовительных, четыре общих и два специальных для столичных корпусов). В 1852 г. при корпусах были открыты офицерские классы.




Военная реформа 1860-1870-х гг. и реформа военного образования была проведена по программе, разработанной и осуществленной под руководством Дмитрия Алексеевича Милютина (1816-1912).
Как высокообразованный военный специалист, Д.А. Милютин знал недостатки подготовки офицеров в предшествовавшую николаевскую эпоху, нацеленную на муштру и парадность, особенно при производстве в офицеры в полках. «Полкам недоставало многих условий для доставления надлежащего образования офицерам, они не в состоянии дать и теперь всего того для достижения этой цели» — писал об этом в 1872 г. один из сподвижников Д.А. Милютина в военно-образовательной реформе генерал от инфантерии Павел Осипович Бобровский (1832-1905). Д.А. Милютин предложил и провел в жизнь решение об отделении общеобразовательного курса подготовки офицеров от военно-специального курса. Одновременно было образовано два уровня получения военного образования:

1-й уровень включал военные гимназии, в которые были преобразованы кадетские корпуса и военные училища, где продолжали военное специальное образование выпускники военных гимназий;
2-й уровень включал вновь организуемые военные прогимназии и юнкерские училища для продолжения образования выпускников военных прогимназий.В январе 1863 г. военно-учебные заведения были переданы в ведение Военного министерства, в составе которого было образовано Главное управление военно-учебных заведений. Начальником Главного управления был назначен Свиты Его Императорского Величества генерал-майор Н.В. Исаков. Им и была под руководством Д.А. Милютина организована вся деятельность по преобразованию системы военно-учебных заведений, связанная с разделением ее на две ветви получения военного образования.

С воцарением императора Александра III, 1 марта 1881 г. вышел в отставку с поста военного министра Д.А. Милютин. В должность управляющего военным министерством вступил генерал-адъютант П.С. Ванновский. Оставил службу Н.В. Исаков, стоявший во главе военно-учебных заведений 18 лет, при котором и была проведена реформа военно-учебных заведений. Его на этом посту сменил генерал-лейтенант Н.А. Махотин.





Новое руководство военного ведомства к 1881 г. разработало общий план развития военно-учебных заведений. 22 июля 1882 г. все военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, а 3 августа 1886 г. было утверждено новое положение о кадетских корпусах. При этом были открыты новые корпуса в Петербурге (Константиновский, Николаевский и Александра II), в Москве, Тифлисе, Одессе, Новочеркасске и Симбирске. Затем появились Суворовский в Варшаве, Сумский, Владикавказский, Ташкентский, Вольский, Хабаровский и Иркутский кадетские корпуса. Всего в России почти за 200 лет было создано 40 кадетских корпусов, из которых к 1918 г. осталось 34.

Новый штат получил с 1 января 1887г. и Пажеский корпус. Было образовано три младших класса — пажи-экстерны с годовой платой по 200 руб. В остальных классах — 150 пажей-интернов с допущением определенного количества приходящих.
В корпусе было три роты: рота — пажи и камер-пажи специальных классов; одна рота — пажи и камер-пажи VI — VII общих классов; две роты — все остальные пажи. Первая и вторая роты имели строевую организацию. Все роты делились на отделения, в каждом из которых был офицер-воспитатель. Иностранные языки изучались по особой программе шире, чем в кадетских корпусах.
Всего в корпусе находилось 170 интернов и 160 экстернов. Гимнастика — специальная дисциплина. В 1889 г. вышло новое «Положение» о Пажеском корпусе, в котором взаимоотношения корпуса и придворного ведомства остались без изменений.




В 1893 г. в командование корпусом вступил полковник граф Федор Эдуардович Келлер. На личности одного из последних начальников Пажеского корпуса следует остановиться особо.
Ф.Э. Келлер (1850-1904) окончил Пажеский корпус в 1868 г. и Академию Генштаба в 1876 г. Службу начал корнетом Лейб-гвардии кавалергардского полка. В том же году добровольцем вступил в сербскую армию. После сформирования в составе сербской армии русской добровольческой дивизии был начальником ее штаба, участвовал в русско-турецкой войне 1877- 1878 гг. С марта 1878 г.- начальник штаба земского болгарского войска. До назначения начальником Пажеского корпуса командовал Лейб-гвардии 4-м стрелковым Императорской фамилии батальоном, был начальником Главного мобилизационного управления казачьих войск. В 1899 г. назначен екатеринославским губернатором в чине генерал-лейтенанта. По личной просьбе в 1904 г. был направлен на фронт русско-японской войны, где командовал 2-м Восточно-Сибирским корпусом, а затем Восточным отрядом. Отличался личной храбростью и пользовался популярностью в войсках. Погиб в бою на Янзелинском перевале.



Король Александр Карагеоргиевич

Курс обучения в военном училище при Николае II был рассчитан на 2-3 года: в пехотных, казачьих и кавалерийских — 2 года; в артиллерийских и инженерных — 3 года. В строевом отношении пехотное училище составляло батальон из 4-х рот, артиллерийское — 2 батареи, кавалерийское — эскадрон и казачью сотню, казачье — две сотни.
Принятие присяги в военном училище было событием чрезвычайно торжественным. В начале октября после церковной службы на плацу выстраивались юнкера: на правом фланге — старший курс, на левом — первокурсники. Перед строем стоял аналой со святым Евангелием и крестом, неподалеку — оркестр. После приветствия начальника училища — равнение на знамя и сразу же, под звуки торжественного марша «Под двуглавым орлом» выносили белое знамя с золотым орлом на навершии древка. Знаменщик останавливался у аналоя, раздавалась команда «На молитву! Шапки долой!».
Священник негромким голосом произносил незабываемые слова: «Сложите два перста и подымите их вверх. Теперь повторяйте за мной слова торжественной военной присяги». Затем адъютант училища читал вслух военные законы, карающие за нарушение присяги и награждающие за храбрость. Юнкера были серьезны, ответственны, горячо молились, целовали поочередно крест. Евангелие и знамя, после чего возвращались на свои места в строю. Далее следовал церемониальный марш, после которого всех ждал праздничный обед, вечером — бал, на следующий день — первый отпуск в город, очень важное событие, так как по внешнему виду юнкера, его поведению в обществе и воспитанности судили не только о нем, но и обо всем училище.
С учебным курсом пехотных училищ был схож курс кавалерийских и казачьих училищ, но в них изучали еще иппологию (науку о лошадях). Юнкера-артиллеристы основное внимание уделяли точным наукам, включая дифференциальное и начала интегрального счисления, физику, химию, механику и черчение. В инженерных училищах изучали и специальные инженерные дисциплины, железнодорожное дело, военный телеграф и др. Все юнкера изучали Закон Божий, русский и иностранный языки, учились верховой езде, танцам, фехтованию и гимнастике.

О.А. Хазин "Пажи, кадеты, юнкера"


Среди выпускников Пажеского корпуса было много достойных сынов России, таких, как князь Владимир Палей, учился в Пажеском корпусе и Сербский Принц Александр Карагеоргиевич.
Tags: Былое России, Воспоминания, Культура Повседневности
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments